НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

На страницу «избранные статьи»

 

Виталий Грибков

ФАКТУРА В ЖИВОПИСИ КАК МЕТАФОРА БЫТИЙНОСТИ

 

1.

 

Дайте мне уличную грязь, и я сделаю из нее прелестный оттенок женской кожи.

Эжен Делакруа

 

Мне представляется более правильным говорить почти всецело о краске, а не о цвете, так как в понятие краски, кроме абстрактного цвета, входит и материальная ее консистенция, именно в том виде, в котором ею оперирует художник.

Василий Кандинский

 

В живописи присутствуют две направленности. Одна, преобладающая в социуме, работает с готовыми знаками и стилями, наработанными культурой, доводя до совершенства визуальные тенденции и структуры.

Вторая тенденция живописи ориентирована на осознание процессов визуального восприятия. Здесь изобразительная стилистика находится в становлении, пребывает лишь в начальном проявлении. Акцент сосредоточен на переживании окружающей среды, а не на коммуникативных аспектах в организации изображения. Свойства материала, формообразующего изображение, приобретают особое семантическое значение.

Художественное воздействие на зрителя краски и фактуры изобразительной плоскости традиционной картины было внимательно проанализировано. Примером может служить следующий текст искусствоведа В.М. Полевого: «Именно здесь происходит главное таинство живописи: из слоя краски возникает изображение. Обычно при обозрении классической живописи эта точка зрения образуется на расстоянии одной с половиной диагонали картины. Но этого мало – живопись включает не только изобразительные эффекты, т.е. не только изображение объема предметов пространственной среды, где они размещены, не только свет, тени, цвет предметного мира, не только воздушную массу, изображение физических и душевных движений и т.д. и т.п. Живопись включает в себя также выразительность слоя краски и манеру ее нанесения на холст, ее фактуру и пластику мазка. Поэтому, обозревая картину, надо внимательно искать ту точку зрения, тот момент, где слой краски только-только еще переходит в изображение, т.е. то мгновение, где одновременно взаимопереходят и осуществляют выразительность изображения и красочная, как говорят итальянцы, «pasta». Здесь заключается самое сокровенное таинство – сотворение живописи. Именно там обитает душа живописи, и там же она справляет праздник своей чувствительной плоти. Иной раз манера письма словно бы растворяется в форме предметов, изображенных в картине, так сказать, «умирает» в этой форме. Иной же раз художник готовит на холсте такую благоуханную «pasta», что покажется, будто эту живопись надо как бы вкушать серебряной ложечкой».

Итак, картина – не только оригинальное изображение. Это поверхность, находящаяся в пространстве, наряду с другими поверхностями, стеной, поверхностями других картин.

Чтобы «видеть картину», надо видеть стену, на которой она висит. Надо подходить к картине близко, чтобы ощутить рельеф ее фактуры, и отходить, чтобы видеть всю изобразительную плоскость целиком, не собирая изображение частями, вертя головой. Созданием представления о красочной поверхности картины, используя несколько точек зрения, переживается живопись в ее полноте. Иначе достаточно было бы рассматривать изображения картин с помощью альбома открыток.

Поверхность изобразительной плоскости в картине – своеобразная синтез-метафора всех поверхностей в окружающем пространстве, поверхностей, отражающих лучи света, которые являют наблюдателю предметность мира.

Поверхность картины имеет значение не только техническое, не только стилистическое, реконструирующее трехмерность в двухмерное изображение (о чем всегда упоминали исследователи живописи), но и онтологическое.

В ХХI веке живопись своей структурой актуализирует новые смыслы.

 

2.

 

Вся современная история живописи, ее усилия выйти за пределы иллюзионизма и обрести свои собственные измерения обладают метафизическим значением.

Морис Мерло-Понти

 

Развитие техники позволило в ХХ веке создать новые системы сохранения и передачи визуальной информации. Эта информация в виде телевидения, кино, рекламы и искусной полиграфии, дублирующей фотографию и изобразительное искусство, плотно окружает нас в жизненном пространстве, воздействуя ежедневно. Появление во второй половине века компьютерной техники позволяет каждому с ее помощью сочинять изображения, членя, деформируя уже готовые образы и стили искусства, или фантазировать, компонуя, соединяя цвет и геометрию фигур.

Количество информации, получаемой от системы традиционной живописи, достигла минимального уровня. Живопись может исчезнуть, и это исчезновение общество может как бы и не заметить. Рынок изобразительного искусства уже превратился в рынок антиквариата и «постеров» – изобразительных клише. А специфическое переживание, получаемое от самой живописи, достигается не при общении с современным искусством, а при посещении национальных галерей живописи.

По силе воздействия информацией живопись неспособна конкурировать с новыми информационными системами. В 1961 году на Французской выставке культуры и промышленности (Москва, парк Сокольники) в лекции о живописи художник-абстракционист Жан Базен ярко и точно сформулировал: «Фотография и кинематограф обладают возможностью непосредственного воздействия, колдовскими чарами в тысячу раз большими, зрителем в тысячу раз более многочисленным, чем живопись. Живой документ, например, фильм, снятый в концентрационном лагере, потрясает нас с такой силой, что мы не можем этого вынести».

 

3.

 

И только живопись еще ищет себя...

Николай де Сталь фон Гольштейн

 

Если живопись хочет сохранить себя, она должна осознать, что имеется в ее традиционной деятельности, не поддающееся дублированию другими визуальными системами, и актуализировать именно эти свойства.

Очередная модернизация изобразительных средств приведет только к возникновению еще одного нового модного явления в изобразительном искусстве типа поп-арта, гиперреализма, концептуализма. Распространенная сегодня тенденция производить художниками живописные картины в качестве украшения интерьеров жилища легко дублируется деятельностью современного дизайна. Картины штампуют из различных материалов разнообразными способами и технологиями их изготовления. «Традиционная картина» при этой тенденции реализуется лишь как имитация живописной стилистики ушедших в прошлое школ живописи.

Все эти объекты входят в тот ряд продукции, которая созидается современной визуальной деятельностью, получившей название виртуальной культуры. Детальное описание ее – особая тема. Здесь важно отметить, что эта деятельность, игра культурными текстами, идеологиями и создание компьютерной комбинаторики случайностей и фантазий не соответствует наработанному моторно-телесному опыту человека.

Несомненно, виртуальный «постмодерн» дает обществу новые оттенки в представлении о разнообразии жизни и свободе, но ценности феномена живописи осознаются при ином взгляде.

 

4.

 

Картины создают не иллюзию реальности, а осознание своего бытия в мире. Это не иллюзия. Это вполне оправданная, если не единственная цель в живописи.

Джеймс Джером Гибсон

 

Классическая философия и, в частности, Иммануил Кант последовательно разрабатывали методологию познания. А в двадцатом веке в философии интерес от гносеологии переместился к онтологии. В центре внимания Мартина Хайдеггера становится проблема бытия. Феноменологическая философия описывает познание в качестве процесса, в котором человек выступает как единство тела и сознания. Для восприятия «истины или сущности» требуется встреча природы-материи и моторно-чувственного единства человека.

Фиксация этой встречи изображением реализуется в системе живописи, благодаря ее специфической деятельности, специфических средств. Эти признаки живописи следующие: моторность изобразительной деятельности живописца; материя краски – особого вещества, материализующего изображение; цветовая конструкция – свойство картины собирать в единое формы и детали изображаемого, элементы изобразительного языка и различные значения, присутствующие в изображении.

Всем своим существом живописец-человек реагирует на пребывание в мире и выражает переживание на холсте моторным жестом руки, запечатлевает связи между глазом, природой, сознанием, телом. Моторность реализуется в краске – веществе, обладающем абсолютной пластичностью. Твердая или мягкая, податливо-упругая или неуправляемая, гладкая или шероховатая, прозрачная, густая, плотная, матовая, сверкающая краска в картине есть частица материального окружения зрителя и одновременно изображение – рефлексия. Она порождает фактуру изобразительной плоскости картины, особый феномен «снятия раздвоения между субъектом и объектом», и являет цвет, второй феномен изобразительной плоскости, одновременно принадлежащей материальной действительности и человеческому переживанию.

Краска в системе живописи наполняет смыслом понятие «материя», а фактура в картине возникает как метафора онтологичности. Словно сама природа потребовала холста с живописью, в котором пространственность и телесность образовали бы настоящее (ведь зритель пребывает в настоящем), начертав прошлый опыт и адресовав его будущему. Жан Базен упомянутое выше сформулировал следующим образом: «Судьба живописи колеблется не между предметным и беспредметным. На самом деле она колеблется между плотским и бесплотным».

 

Опубликовано: справочник «Единый художественный рейтинг», вып. 5. М., 2002.

 

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

На страницу «избранные статьи»