НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

На страницу «избранные статьи»

 

 

Дмитрий Толокнов

ХУДОЖНИК И РЕЙТИНГ

 

Необходимость в рейтинге художников в нашей стране возникла практически сразу с исчезновением монополии государства в области продажи и распределения предметов искусства (в лице Союза художников СССР) и с началом формирования арт-рынка в России.

Под рейтингом художников могут пониматься различные рекомендации и практические советы коллекционерам и покупателям с указанием приоритетов. Фактически подобие рейтинга существовало и во времена СССР. Звания, премии, членство в Академии художеств выстраивало художников в ряд при получении различных льгот и заказов на «комбинате», а также утверждения цен в салонах МОСХа и, естественно, в формировании общественного мнения.

До последнего времени при продаже-покупке картин и других предметов искусства коллекционеры и арт-дилеры были вынуждены пользоваться различными справочниками и рейтингами, издаваемыми на Западе. Но они охватывают очень незначительный список художников, действующих на российском рынке, и ориентированы исключительно на западные стоимостные показатели.

Рейтинг Профсоюза художников – первая попытка обобщить и свести воедино данные о художниках, активно работающих на нашем арт-рынке или связанных с ним. Можно ли рейтинг считать совершенным? Естественно, нет. Но он отвечает степени развития самого российского арт-рынка. Любой вакуум должен быть заполнен, и необходимость создания подобного справочника уже давно созрела.

Мне кажется, что любые «взлеты и падения» художника в рейтинге не должны болезненно восприниматься ни самим художником, ни его почитателями. Художник должен быть прежде всего в ладу с самим собой и заниматься совершенствованием своего художественного уровня. Рейтинг же – это оценка роли отдельных личностей (художников) в общем контексте развития искусства, создаваемого в конкретных исторических условиях конкретными людьми – экспертами и арт-критиками. И именно история в итоге все расставит по своим местам.

Естественно, с дальнейшим формированием и развитием арт-рынка будет изменяться и сам механизм рейтингования. Тем более кажутся непонятными возгласы ряда искусствоведов и арт-критиков против самой идеи рейтинга – вместо помощи и участия в совершенствовании механизма его составления.

К сожалению, сейчас при оценке тех или иных художников, особенно высших категорий, мы часто обращаемся к их признанию на Западе. Хотелось бы, чтобы рейтинг был более применим именно к условиям российского арт-рынка и значимости художников прежде всего у нас. Естественно, с учетом их вклада в мировое искусство.

И все же рейтинг является важнейшим шагом по созданию в нашей стране единого художественного поля с учетом различных взглядов и мнений на исторический процесс развития российского искусства в условиях возникшего арт-рынка.

 

Опубликовано: справочник «Единый художественный рейтинг», вып. 4, 2001 г.

 

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

На страницу «избранные статьи»